О существовании гравитации знали и Аристотель, и Галилео Галилей. Первый отметил, что предметы разной тяжести падают с разной скоростью. Второй «усилил» это утверждение, доказав, что если устранить сопротивление воздуха, то и масса объекта перестает играть роль. Но оба они максимально близко подошли к выводу понятия «гравитация». Правда, необходимыми знаниями и уж тем более оборудованием не располагали, а потому могли только теоретизировать.
Все изменилось с появлением на научной сцене Ньютона и Эйнштейна. Оба смогли детально описать взаимодействия объектов на нашей планете. Ньютон сделал это в теории тяготения, дотошно исследовав гравитационные взаимодействия предметов. Эйнштейн же подробно описал в общей теории относительности, каким образом все это работает. Так мир узнал о гравитации, благодаря которой мы можем – вот же нонсенс! – ходить по круглой планете и не улетать в открытый космос.
Сотрудники питерской студии Saber Interactive хорошо знакомы с теоретической физикой. Правда, судя по всему, они находят ее довольно скучной наукой. Так, в 2007-м году они бросили вызов времени, создав шутер TimeShift. Если помните, то там относительно безумные ученые (да они в жизни не лучше!) научились управлять стрелками часов так, как им вздумается. Естественно, подобные манипуляции с основной основ не могли закончиться хорошо, а потому нам пришлось на протяжении нескольких глав решать глобальные проблемы.
Но фантазия сценаристов Saber Interactive на этом не иссякла. На выставке «ИгроМир 2010» мы смогли лично в этом убедиться. На большом экране в крохотной комнатушке на нижнем уровне выставочного комплекса показывали экшен Inversion, превращающий в макулатуру все исследования Ньютона и Эйнштейна. Вход в эту зону осуществлялся строго по пропускам. Возле дверей дежурил мрачный представитель издательства «1С», который лично подводил журналистов к вотчине питерских «ученых». Ведь нам предстояло увидеть мир, в котором гравитация служит верой и правдой человеку. Причем гравитации не важно, злой ты или добрый.
Когда кто-то где-то как-то...
Все начинается с безумного сюжета, уточняющие вопросы по которому на корню пресекаются разработчиками. На какой-то большой город нападают люди, имеющие на вооружении гравитационные орудия. С их помощью они в мгновение ока разбираются со всеми мало-мальски профессиональными армиями и устанавливают свой порядок. Разрушенный город теперь постоянно патрулируется «пришельцами», отлавливающими оставшихся в живых. Что с ними делают дальше, никто не знает. В этом, по словам авторов, кроется вся интрига.
Но это – глобальная история, которая рано или поздно появится в здешних учебниках. Нам же предстоит исследовать более локальную драму. Главный герой, накаченный и квадратолицый Дэвид Рассел теряет во время атаки жену и дочку. Точнее, их похищают. Ему же предстоит узнать, куда они подевались и что вообще происходит с его родным городом. Причем, если с дочерью все понятно – ее нужно найти и спасти, то линия жены полна мрачных тайн и интриг. Авторы проекта пока не готовы рассказать, какую роль во всей этой истории сыграла женщина, но, судя по всему, не последнюю. Можно предположить, что она отчасти виновата во вторжении захватчиков. Впрочем, это уже уфоистика и домыслы автора.
А вот то, что путешествовать по миру мы будем в компании верного друга – факт. Им станет наш сосед, которому, видимо, не сидится дома. Он берет в руки оружие и отправляется вместе с нами на поиски соседского ребенка. Благородно, пафосно, глупо. Хотя, с каких это пор лучшие друзья в видеоиграх действуют реалистично? Кроме того, в путешествие по миру с нами отправятся еще несколько персонажей, каждый из которых преследует исключительно свои цели. Здесь не откажешь разработчикам в логике: четырем сильным мужикам выжить в мире, захваченном эдаким эскадроном Гитлер-югендлихен, куда проще. По крайней мере, у них появляется шанс. Предлагаю им и воспользоваться!
Во все тяжкие
Вы только не подумайте, наш легкий сарказм относительно сюжетной завязки Inversion – это не заносчивые придирки или эстетство. Просто серьезно разговаривать об историях, в которых фигурируют «инопланетяне», стероидообразный герой и пропавший ребенок – это уже идеосинхрозией попахивает. Все прекрасно понимают, что сценарий будет заштампован, что в нем возможны резкие и неожиданные повороты, но финал предсказуем и банален (авторы с этим, конечно, спорят, но пока без доводов). Таков современный тренд, только таким образом можно прийтись по душе западному пользователю. Не осуждаем, но и от восторгов избавьте.
С другой стороны, все это окололитературное нытье превращается в пыль и прах, ровно после первых двадцати минут игры. Потому что детище Saber Interactive действительно умеет развлекать. И если к TimeShift, в целом неплохому проекту, все же были вопросы, то здесь – одни прилагательные в превосходной степени сравнения. Такого цельного, последовательного и, что куда важнее, захватывающего дух путешествия нам давно никто не предлагал.
Все начинается с того, что мы с группой товарищей выбираемся из полуразрушенного здания и начинаем свое продвижение по городу. Вокруг – разруха и пустота. Былые небоскребы стерты с лица земли, от них остались лишь основания да пару этажей, которые в любой момент могут обрушиться на голову незадачливых путников. Причем обрушиться – в прямом смысле этого слова. Игра использует физический движок Havok Destruction, позволяющий довольно правдиво моделировать разрушение объектов. К примеру, если стрелять по опорным конструкциям здания, то оно рано или поздно обязательно обрушится. Но при этом недостаточно просто молотить в стены: кирпичи будут отваливаться, да и только. Важно попадать именно в несущие балки, от целости которых и зависит устойчивость всего здания.
Разработчики с гордостью продемонстрировали нам, как это работает. Признаться, мы долго и муторно всматривались в экран, ища подвох. Слишком уж красиво все получается, слишком уж идеально. Чтобы доказать нам, что разрушение зданий происходит в режиме реального времени и никаких «просчитанных» заранее схем не используется, они начали стрелять по балкам строительных лесов. Одна за другой деревяшки отваливались, в свободном полете неслись вниз и обрушивали конструкцию. Феерическое зрелище, достойное похвалы.
Но одних разрушений мало. Важно, как с этим миром взаимодействуют персонажи. Здесь все более предсказуемо. Во-первых, активно используется так называемая нулевая гравитация. У всех героев есть специальное приспособление, способное в определенной зоне резко изменить законы физики. Объекты при этом взмывают в воздух. Легкие – тут же, более тяжелые – медленно, а машины и прочие «тяжеловесы» лишь слегка отрываются от земли. И вот уже перестрелка происходит не на земле, а в воздухе. Укрыться негде, приходится действовать быстро и желательно... метко.
Во-вторых, по уровням разбросано множество укрытий, за которыми в случае чего можно спрятаться от града пуль неприятелей. Правда, надолго гарантировать вам защиту они не могут. Бетонные блоки, дубовые столешницы и прочие укрытия разрушаются так же быстро, как и здания. Они могут развалиться от трех-четырех попаданий, а могут не выдержать и одного заряда. Тут уж не угадаешь, многое зависит от материала.
Поэтому отсиживаться в окопах не получится, придется вступать в открытое противостояние. А оно здесь зрелищное. Враги, смахивающие на обожравшихся транквилизаторами бодибилдеров, действуют хитро. Они то выманивают группу из укрытия, а потом поливают ее градом свинца. То наоборот, прячутся в засадах и выжидают момента, когда одного выстрела хватит, чтобы закончить наше путешествие. Искусственный интеллект отличается сообразительностью, хотя некая штампованность действий все же присутствует.
Сверхъестественное
Другое дело – сверхъестественные способности. Их здесь много, хотя большую часть мы видели в других играх. К примеру, прямо-таки из inFamous пришел телекинез. Поднять бочку и запустить в кучу неприятелей – это одно. А если взять машину? Правда, для этого придется прокачать соответствующие способности, но со временем герой сможет метать в неприятелей все, что пожелает.
А вот что по-настоящему интересно, так это зоны аномальной гравитации. Попадая в нее, вы можете резко оказаться на отвесной стене, тогда как «инопланетное» отродье останется на своих местах. Некоторые кадры здорово смахивают на недавнюю ленту «Начало». По крайней мере, масштабы безумства здесь сопоставимые.
Главное же, что сразу бросается в глаза, так это легкость, с которой паранормальные способности героя вписываются в общую канву повествования. Уже через минут десять после начала путешествия перестаешь обращать внимание на всю эту аномальную гравитацию, а начинаешь жить в ней. Передвигаться согласно ее законам. Истреблять противников, используя все ее плюсы и минусы. И это только начало, как говорят сами авторы. В будущем мы еще много узнаем о физике здешнего мира и сможем творить совсем уж запредельные вещи.
Инверсия
Толковый словарь дает лучшую характеристику этому проекту: «Инверсия – изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке». В этом заключается суть того, что происходит на экране. Мир меняется непредсказуемо. Где минуту назад была стена – теперь пол. И мы бежим по покосившимся рамам с дешевыми репродукциями, прячемся за книжными полками и спешим покинуть аномальную зону. Потому что она чужда нам, неприемлема для нашего понимания устройства этого мира.